Школьное образование: предпочесть нельзя отказаться

Учиться, учиться и еще раз учиться! Но учиться можно по-разному. Самый обычный способ: в школу в первый раз в первый класс 1 сентября. Но существуют и альтернативные варианты получения образования, которые в 21 веке набирают обороты. О формах образования наших детей рассказывает Елена Белова.Schoolteacher

Вопрос качества образования волнует родителей едва ли меньше, чем проблемы детского здоровья и безопасности. Большая часть отцов и матерей придирчиво выбирают для своих отпрысков лучшие, на их взгляд, гимназии и лицеи, не обдумывая всерьёз существующую возможную альтернативу хорошо знакомой им традиционной системе образования. Другие родители сознательно обращаются к новаторским формам обучения, предусматривающим овладение ребёнком всеми необходимыми знаниями вне школьных стен.

Право на обучение ребёнка не только в рамках традиционной средней школы узаконено Конституцией, в которой прописано, что РФ поддерживает различные формы образования. К сожалению, не все родители владеют информацией об альтернативных формах обучения, путая тезис об обязательном среднем образовании с обязанностью посещения ребёнком школы. Однако в соответствии с федеральным законом «Об образовании» формы получения образования с учётом потребностей и возможностей личности ученика могут быть различными.

Привычными для всех являются очная, вечерняя и заочная формы обучения. Любимый многими поколениями учащихся фильм «Большая перемена» как раз служит яркой картинкой к модели вечерней школы. Особенности этой формы состоят в поурочной системе преподнесения знаний и строгом учебном плане, опирающемся на специально разработанную учебную и методическую литературу, а также наличии необходимой дистанции между учеником и учителем и учёте успеваемости по балльной шкале. Эта форма обучения является основой не только для средних общеобразовательных школ, но и для гимназий и лицеев. Школа, гимназия или лицей может иметь свой конкретный профиль: экономический, естественно-географический, математический или любой другой. Это обозначает своеобразный уклон в образовании: углублённое изучение профильного предмета, проведение внеклассных семинаров, участие в общегородских конкурсах.


Очная форма обучения, встречающаяся в реальной жизни чаще других форм, ориентирована на массового ученика. Противники такой формы убеждены, что неординарный ребёнок, посещая традиционную школу, попросту теряет время, которое можно более рационально использовать при переходе на альтернативное образование. И что принудительное общение со сверстниками, стоящими на иных ступенях интеллектуального развития, вредно для маленького гения. Поборники традиционной системы образования уверены, что талантливый ребёнок не затеряется в переполненном классе и найдёт возможность проявить свои способности. И что любой коммуникативный опыт будет полезен для ребёнка.

 

Выбрав, ребёнок изучает курс школьной программы полностью самостоятельно или пользуясь платными консультациями педагогов с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией. Государственная аттестация по итогам обучения проводится бесплатно. Сама идея экстерната для России не нова: кто из нас не помнит из той же школьной программы, что студент Владимир Ульянов сдавал экзамены в университете экстерном?
Важными достоинствами такой формы обучения, как экстернат, могут стать и вдумчивый подбор преподавателей-репетиторов по собственным критериям ребёнка или родителей, и персонально выбранная скорость освоения нового материала. Зато вся ответственность за глубину полученных знаний, желание учиться, сдачу экзаменов лежит на родителях и самом ученике.

При семейном обучении ребёнок может сам, а может с помощью родителей осваивать курс дома школьной программы, посещая учебное учреждение для сдачи экзаменов. Родители имеют право самостоятельно выбирать лучшую для ребёнка форму экзамена: устный, письменный, реферат, тестирование, собеседование, причём ученики младших классов могут по договорённости со школой писать контрольные работы дома.
Ученик, выбравший семейную форму, не теряет статуса учащегося образовательного учреждения со всеми правами и обязанностями, а отношения между его родителями и администрацией школы регулируются заключаемым договором. Система семейного образования известна в России более трёхсот лет назад, когда она считалась важным этапом для детей, планирующих продолжение обучения в гимназии или университете.

Переход ученика на семейное образование или экстернат имеет и обратную силу: если ребёнок прохождении аттестации показал неудовлетворительный уровень знаний, он может быть переведён на школьное обучение. Кроме этого, такой переход осуществляется и по собственному желанию учащегося и его родителей.
Если традиционную, «школьную» модель образования можно считать практически универсальной, то семейная форма и экстернат – это, пожалуй, элитарный вариант. Такая форма идеальна для тех детей, чьи умственные способности, тяга к освоению знаний, самодисциплина значительно превышают средний уровень. А также для тех родителей, которые найдут и время для помощи и контроля над юным гением-самоучкой, и средства для оплаты услуг лучших специалистов-репетиторов.

На фоне альтернативных форм образования особняком стоит надомное обучение, которое предусматривается лишь для детей с серьёзными заболеваниями, в том числе и для детей-инвалидов. Для перехода на надомное образование необходимо заключение специальной медкомиссии. Программа для надомного образования может быть и вспомогательной, и общей, более того, возможны варианты частично надомного обучения, когда ребёнок, выполняя учебный план по индивидуальному графику, не теряет связи с одноклассниками.

А есть ещё одна модель образования, не предусмотренная теорией законодательства, но на практике применяемая многими пытливыми учениками и неравнодушными родителями. Ребёнок посещает школу или гимназию, получает там необходимый набор знаний, а дома, обсуждая с мамой или папой свои учебные промахи или достижения, дополняет свой научный багаж новой полезной информацией, преподнесённой ему родителями и не всегда предусмотренной школьной программой. Помогая ребёнку учить наизусть отрывок про Лукоморье, где растёт зелёный дуб, мудрая мама расскажет и о других стихах и поэмах великого русского поэта, прочитав на память строфы и про мороз и солнце, и про неполный седьмой сундук Скупого рыцаря. А, решая примеры по математике, предложит сверх школьной программы придумать и решить задачки дочке про бриллиантовые колечки или сыну про гонщиков из «Формулы-1». Проверяя вызубренные английские неправильные глаголы, рассмешит ребёнка весёлой английской народной песенкой про котят, потерявших перчатки, или стихотворением о неуклюжем малыше Джеке.

Образовательная программа, служащая основой для преподавания в школе, умноженная на постоянную родительскую помощь вне обучающего учреждения, – вот формула хорошей успеваемости ребёнка и его интереса к учёбе. Выбирая между традиционными и альтернативными формами образования, родителям необходимо осознавать, что альтернативы для них нет только в одном случае: в случае обязательного внимания к проблемам обучения собственного ребёнка.


 Специально для “Женской Линии” о формах образования поведала Елена Белова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *