Дети потребления

Как вы реагируете, когда видите в магазине капризного ребенка, с криком и плачем требующего купить ту или иную вещь? Раздражение? Удивление? Жалость? Только к кому? К этому самому ребенку? Или родителям? Давайте задумаемся, кто больше в подобной ситуации виноват? Вместе с Риммой Борисовой.shopping-cart

Первые симптомы этой «заразы» я отметила, когда мои племянницы встречали родителей, бабушек, гостей неизменным вопросом – «а что ты нам купил(а)?». Однако на время я была успокоена информацией о том, что так делают все дети. Подарки – вот, что их интересует, и это определяется категорией «нормально». Но когда моя племянница ходила с просьбой дать ей что-нибудь и не могла описать, что именно ей нужно, «ну хоть что-нибудь», тогда я всерьез забеспокоилась. Поскольку желание иметь просто без цели и без определенности выбора или потребности сигнализирует о том, что червь потребления находится уже «в голове». Как отметил исследователь А. Приепа в статье «Производство теории потребления» – «…потребление сегодня направлено, прежде всего, на желание, а не просто на потребность». Именно это становится заметно в детях сегодня.

Безусловно, мы живем в таком обществе и избавиться от его назойливого влияния невозможно, если только перебраться на необитаемый остров. Но для большинства такой вариант неприемлем. Поэтому нужно решать эту проблему в предлагаемых обстоятельствах реальности.

Важно понимать ответственность и осознавать, что от семьи зависит и культура потребления ребенка, и будущее популяции людей в целом. Именно в кругу родных ребенок учится что и как потреблять. Естественно, разные семьи обладают разными возможностями, в зависимости от их экономического потенциала. Но именно семейная система норм и ценностей определяет культуру потребления. И если внутри семьи не регулируется эта область, то дети бесконтрольно и активно усваивают то, что льется с экранов, то, что навязывается посредством рекламы, фильмов, героев шоу…

Конечно, нужно учитывать специфику нашей страны, когда совсем недавно наши родители жили в дефиците даже самых необходимых товаров. И теперь это «откликнулось» движением маятника в противоположную сторону. Многие сегодняшние родители пытаются компенсировать свое ограниченное детство, приобретая то, о чем они мечтали сами, и то, что пожелают их дети. Столь благородное стремление «чтобы не в чем не нуждался» может сыграть злую шутку. Когда кроме потребления ребенок не будет знать, чем еще заниматься.

Любопытно, что создатели детских товаров и рекламы называют маленьких потребителей аудиторией «триchildshop в одном». Во-первых, производители борются за карманные деньги ребенка, во-вторых, дети в разной степени влияют на покупки взрослых, ведь родители рады угодить своему чаду. И последнее: вложение в детей – это формирование будущих постоянных потребителей. На аудиторию детей ведется «недетская» охота производителей. Это необходимо понимать взрослым.

Нейл Постман (американский социолог, специалист по теории коммуникаций, приглашенный профессор Гарвардского университета, автор книги «Исчезновение детства») советует, по возможности исключить или хотя бы сократить время, провидимое детьми у экрана. Настоятельно рекомендуется при этом воспитывать критический взгляд на все, что показывается на ТВ. А к сегодняшнему дню те же критерии применимы и к сети Интернет (для детей старшего возраста).

24 ноября введен Международный день без покупок, участники акции отказываются в этот день потреблять что-либо. Возможно, уже стоит вводить такой день в еженедельную сетку семейного расписания.

Начни с себя – отличный принцип и в данной ситуации. Прежде всего, эту проблему необходимо осознать родителям, которых во многом копируют дети. И в рамках своей семьи постараться снизить риск превращения людей в «стадо баранов», откликающихся только на команду «покупать».


 Специально для “Женской Линии” о маленьких потребителях Римма Борисова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *