Школа жизни

Чему учат в современной школе? Как учат? Вопросов у родителей всегда много. Но помимо получения знаний из разных наук, дети получают еще знания жизни. Учит ли жизни современная школа? Об это размышляет Елена Белова.SchoolSystem

Традиционная, или школьная модель образования, как и любая другая, не совершенна. У множества родителей, чьи ребёнок учатся в гимназии, школе или лицее, наберётся миллион претензий к различным аспектам организации обучения в каждом конкретном детском учреждении, начиная от недовольства формой одежды охранника и заканчивая формулировками заданий в учебниках, удостоенных ежегодной премии за лучшую работу в области науки, технологий и образования. Но они сознательно выбирают для дочерей и сыновей именно традиционную модель обучения, поскольку видят в ней не только инструмент для получения знаний, необходимых для сдачи экзаменов и поступления в вуз, а и надёжное средство для подготовки ребёнка к взрослой жизни.

Пожалуй, первое и основное преимущество школьной системы над любым надомным обучением – это формирование коммуникативных навыков у ученика. Ни одна семья, дворовая площадка, детская спортивная команда или художественная студия даже в совокупности не научат ребёнка правильному поведению в коллективе. Школьный или гимназический класс – это вынужденный коллектив сверстников, где даже в лучших учебных заведениях контингент детей неоднороден, и поэтому именно в такой среде раз и навсегда приобретаются умения идти на компромисс, уступать, ладить и договариваться с людьми, настаивать на своём, прощать, проявлять лидерские качества, помогать, делать хитрые ходы, не давать себя в обиду. Ведь школа – это модель общества в микромасштабе, и для того, чтобы в будущем ребёнок успешно в нём реализовывался и находил своё подлинное место, он должен пройти обязательную практику в стенах школьного учреждения, получив высокий балл не только по общеобразовательным предметам, но и по курсу межличностного общения.

Есть такая категория близких людей, которым нужно посвящать не только абзацы статей, но и целые schoolchildrenпесни: это школьные друзья. Родные души, с которыми прожито целое десятилетие жизни и приобретён бесценный опыт от первой любви и первой дружбы до первого предательства. Встречи со старыми школьными друзьями – незабываемый волнующий праздник, на котором можно расслабиться, снять приросшую к лицу маску и не выводить давно опостылевшую партию первой гранд-дамы. Одноклассники не замечают ранних морщин, поредевших причёсок или первых седых прядей: они воспринимают друг друга всё теми же девочками в коричных форменных платьях и мальчиками в синих пиджачках. Только школа дарит счастье познать такие отношения, освящённые временем и расстоянием.

Традиционная школа, накопившая громадный опыт работы, отличается чёткой упорядоченностью обучения и ориентируется на получение ребёнком большого количества информации по каждому из преподаваемых предметов. По оценкам последователей альтернативных моделей обучения, знания, преподносимые в готовом виде, а не творческая аналитическая деятельность по их добыванию и осмыслению, а также неприемлемый минимум логических заданий снижает мотивацию учащегося. Но жизнь не раз доказывала, что лишних знаний не бывает, а необходимость учащегося управляться с огромной информационной лавиной заставляет его овладевать полезными методами скорочтения, умению сортировать различные знания по степени их востребованности или полезности, да и в значительной степени тренирует память. А классная атмосфера, пропитанная духом здорового соперничества между учащимися, желание ребёнка оценить собственные способности и возможности на фоне других является прекрасным средством мотивации к получению и новых знаний, и отличных оценок.

Низкую мотивацию, или интерес к учёбе, легко можно повысить и «народными» средствами, не прибегая к новейшим методикам: увлечь дополнительным материалом по изучаемым в школе дисциплинам, заимствованным родителями из книг или Интернета, привести в пример собственную карьеру как следствие прекрасной учёбы, наконец, поощрить подарком или экскурсией.

Школьная форма как частный случай использования дресс-кода на практике повышает умение учащихся быть одетыми «всегда по моде и к лицу», свободно чувствуя себя в деловом костюме. Форменная одежда учеников, с одной стороны, даёт им ежедневную возможность выглядеть строго и нарядно, в определённой степени нивелируя расхождения в материальном положении учеников. С другой стороны, она позволяет проявлять личные пристрастия ребёнка в области моды, его приверженность к конкретному стилю одежды. Надеть ли сегодня под пиджак или жилет гламурную шёлковую блузку с ручной вышивкой, демократичную сорочку из рубашечной ткани или спортивный хлопчатобумажный бадлон – правильному решению этой задачи можно научиться в школе.

Традиционная модель обучения включает в себя и многочисленные дополнительные внеклассные мероприятия. Это и путешествия на родину Деда Мороза или в гости к Бабе Яге, и коллективные посещения выставок, театров и музеев, и даже постановка спектаклей и подготовка концертов для родителей силами школьной художественной самодеятельности. Образовательное учреждение, уделяя внимание эстетическому развитию детей, помогает им совершенствоваться духовно и нравственно.

В наше время значение слова «школа» потеряло свой первоначальный смысл, будучи переведённым с древнегреческого языка как досуг, свободное время. А для некоторых родителей оно и вовсе стало синонимом детского исправительного заведения. Тем не менее, школьная традиционная модель образования имеет большой потенциал, и очень важно подобрать правильную школу для ребёнка, которая поможет стать ему счастливым.


 Специально для “Женской Линии” о школьниках Елена Белова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *