Керамика ручной работы от NFCeramics

Керамическая посуда никого не может оставить равнодушным. Она какая-то особенная. Теплая, уютная, душевная. Согласны? И когда я увидела работы Наташи Филиппенко, сразу влюбилась и решила познакомиться с ней и все разузнать. Как она творит такую красоту? Мы так разговорились. Наташа оказалась не просто творческой натурой, но и очень солнечным человечком. И беседа получилась очень интересной, увлекательной и познавательной.

Наташа, расскажи, твоя специальность, образование связано с твоим нынешним занятием — керамикой?
Нет, мое образование не связно с керамикой, оно вообще не связано с творчеством. В 2010 году я закончила Московский Гуманитарный Университет, факультет культурологии и туризма. Долго работала в офисах, больше года нигде не задерживалась, очень утомляла однообразная работа и сумасшедшие начальники. Параллельно постоянно появлялись новые хобби: шитье, танцы, делала украшения, пыталась рисовать и так далее. Но все быстро надоедало..через полгода хотелось чего-то другого.

Как и с чего все началось? Как давно ты занимаешься изготовлением изделий из керамики?
Все началось… на самом деле все началось еще в школе. Я закончила лицей «Ковчег XXI», у нас там была в качестве факультативного кружка небольшая гончарная студия с примитивными кругами, за которыми особо нас никто не учил работать. В основном мы лепили, знакомились с материалами и покрытиями, ну и пытались крутить на круге что-то кривое) Кстати, вы наверное не знаете, но по всему миру почти в каждой обычной школе есть уроки керамики и гончарного дела. Там даются отличные знания и я видела работы детей, это что-то невероятное!
Но, конечно, я занимаюсь керамикой не со школьных лет. Наши серьезные отношения с глиной начались в мае 2013 года. После очередной неудачной попытки «найти себя», на этот раз это было шитье, я вспомнила, что в школе обожала глину. Нашла курсы гончарного дела, приехала на другой конец Москвы, села за круг, прикоснулась к глине и всё, влюбилась на всю жизнь. Дорога туда казалось просто вечностью, час в метро сидя на одном месте, но обратно я просто летела на крыльях фантазии, уже представляя сколько всякой красоты можно сделать.
Знаешь, самое крутое в керамике — это свобода. Ты можешь сделать ВСЁ. Посуда, скульптура, украшения, панно, плитка… Люди стулья себе на круге гончарят даже, ха-ха.

А дальше? Как продолжала обучение? Или все сама?

Основам гончарного дела около года я училась на курсах, но на самом деле еще очень много всего нужно узнать и научиться делать, здесь я только в начале пути. Люди учатся по 3-5 лет что бы уметь делать реально большие и сложные вещи. С другой стороны — кому они нужны?.. Мне очень нравится делать вещи, которыми можно пользоваться каждый день, к которым прикасаются мои покупатели за завтраком и моя позитивная энергия передается им) Из трехметровой вазы чаек не попьешь, знаете ли..
В гончарном деле очень важна техника постановки рук, где нажать посильнее, где послабее, как почувствовать стенку сосуда и так далее. Конечно, проще, когда за этим следит мастер и подсказывает. Хотя, я знаю одного американского парнишку, который сам научился гончарить и делает просто огромные вещи. Но это уже талант.
Техникам ручной лепки я полностью научилась сама, на своих ошибках и немножко на youtube. После того, как начинаешь понимать свойства глины, лепить уже несложно.

Очень интересно, как происходит сам процесс? Вот кусочек глины у тебя в руках и ….

…и я начинаю читать заклинания, зажмуриваюсь и оп! Чашка готова!))) Ну для начала глина должна быть в определенном состоянии, что бы из нее можно было что-то сделать. Не очень влажная — будет расползаться или сильно липнуть к рукам, не очень твердая — будет трескаться. Но достаточно пластичная. Понимание тоже приходит с опытом. Так что для начала у меня кусочек глины в руках, который подходит для работы. Либо я его как следует ударяю об центр гончарного круга, если собираюсь работать за кругом, либо начинаю лепить в одной из техник ручной лепки. А вообще, сложный вопрос какой-то 🙂

В какой технике ты работаешь?
Я работаю за гончарным кругом и в нескольких техниках ручной лепки.

Сколько в среднем времени уходит на изделие?
Каждое изделие проходит несколько этапов.
Предположим, это чашка, которую я села и примерно за 5 минут сделала на гончарном круге.
Потом мы ее немного подсушиваем феном, что бы она не помялась, когда будем ее снимать с круга.
Чашке нужна ручка, верно? Крепить ручку нужно на немного подсохшее изделие. Ждем, пока чашка достигнет так называемого «кожетвердого» состояния. Это несколько часов.
Затем ставим на полочку и она должна полностью высохнуть. Важно, что бы изделие сохло без сквозняков, иначе возможно деформация и трещины. Сушка занимает 2-3 дня в зависимости от размеров и форм.
Затем нужно затереть влажной губкой или наждачной бумагой все неровности, довести работу до идеального состояния, потому что потом уже можно будет мало что изменить.
Все работы проходят минимум 2 обжига в специальных электрических печах на высоких температурах (минимум 950 градусов, максимум 1300) и длятся по 12 часов.

Вообще, чтобы не торопиться, чтобы всегда было право на ошибку, если у меня что-то заказывают, я называю сроки минимум 2 недели. Конечно, если хотят заказать к какой-то определенной дате и она уже вот-вот, я стараюсь сделать быстрее.

Где ты черпаешь вдохновение для своих работ?
Ой, сначала я часами просиживала на pinterest.com. У меня целые подборки по керамистам со всего мира. Как только взгляд натыкался на понравившуюся работу, я сразу вбивала в поиске автора, скачивала его работы, формировала папки. Это все происходило на работе, где было скучно)) Потом я уволилась и свободного времени стало не так много, я начала уже воплощать накопленные идеи.

Вдохновение.. Для меня это немного непонятное слово, ибо оно подразумевает либо свое наличие либо отсутствие, а меня так прёт, в голове круглосуточно миллион идей и я успеваю воплощать только процентов 40, мне кажется..) Наверное, уместнее сказать к каким стилям я тяготею, какие мои любимые керамисты. Прежде всего это Скандинавия и Япония. Так же Австралия и некоторые американцы. В скандинавском дизайне привлекают простые формы и незатейливый декор, в японском — идеальность форм, благородные цвета покрытий. Австралийцы хороши в сдержанности форм, которые вроде простые, но настолько тщательно продуманы, что понимаешь к чему нужно стремиться. Американцы впитывают все самое лучшее в керамике со всего мира и воплощают это. Вообще, если говорить о степени развитости технологий и мастерства, то на первом месте, безусловно, Япония, потом Америка.
Любимые керамисты: Chikako Kojima, Shio Kusaka (Япония), Jason Russel, Frances Palmer, Brit McDaniel (США), Farmhouse Pottery (Великобритания).. Можно долго перечислять.
Когда сильно устаю, стараюсь куда-то уехать, что бы не глина не стала раздражать. Последний раз была на Кавказе, очень хорошо отдохнула наедине с природой.

Какие заказчики – твои любимые? И вообще, расскажи, кто обычно заказывает? Чаще заказывают для себя или в подарок?
Буду предсказуемой, но любимые — все. Любой, кто даже не заказывает, а просто говорит приятные слова, сразу занимают место в моем сердце, потому как одобрение для начинающего творца очень важно. Думаю, что «мой покупатель» это современные люди, которые много путешествуют, которые тяготеют к сдержанности в дизайне, которые, возможно, готовы провести полдня в Икеа, потому что там просто красиво и светло. 99 % это молодые девушки, мамы. Был один молодой человек, который заказал чашку в скандинавском стиле, белую, с синими треугольниками. Это, наверное, пока что мой любимый заказ, потому что с нее началась моя шведская серия посуды, до которой никак не доходили руки.
В подарок или для себя — не могу сказать точно. Наверняка знаю только про один заказ, миска и ложка с совой для маленькой девочки. Потом было приятно слышать, что кашу из этой посуды она съедает до конца и это невероятно.

Ты можешь представить дом, в котором твоя посуда? Какой он – этот дом. Кто в нем живет?
Это светлый дом. Все выдержано в белых, приглушенно синих, каменных, немного туманных тонах. Там много пространства, большие окна без занавесок и на кровати лежит вязаный крупной вязкой плед. Там есть животные и живут люди, которые любят друг друга. Он дарит ей цветы и покупает новые по мере увядания. Они стоят в керамических, состаренных вазах. Люди, которые живут там, ценят уникальность. Это не стремление купить самое дорогое, это желание обладать тем, что неповторимо. Одежда от малоизвестных дизайнеров, ювелирные изделия ручной работы, очень простые, но прекрасные. И посуда, которая с самого утра зарядит своей красотой и теплотой.

Может быть, есть интересная или забавная история с каким-нибудь заказом?
Иногда случаются заказы, которые хочется сделать, про которые прямо думаешь «ура!», но с ними что-то все время идет не так. То до обжига не доедет — треснет, то в печи лопнет, то глазурь не ляжет. И переделываешь по несколько раз, уже уходишь в минус, но заказ есть заказ. И в итоге все нравится, клиент доволен, а потом с вещью начинают происходить странные вещи.. Она начинает рассыпаться у хозяина. Это удивительно, это какая-то мистика, но один такой заказчик у меня есть.
Это было интересная история, а теперь забавная. Рассказал мне ее друг-керамист Антон Назаров, которые тоже работает с детьми. Он был знаком с мужиком, которые учил деток лепить. И все их работы он потом собирал в большой мешок, отвозил на обжиг. После этого он все так же вынимал кучей, покрывал глазурью и снова ставил на обжиг, где все с друг другом сплавлялось. Достав котиков и кроликов из печи, он отбивал их друг от друга молотком и вез детишкам. Антон спрашивает его: «А что ты говорил детям, когда они получали котиков без головы и кроликов без ушей?». «Я говорил им, что это специфика керамики, 99 процентов брака», – отвечал горе-учитель. Вот такие бывают преподаватели 🙂

Наташа, я знаю, ты проводишь мастер-классы для желающих научиться работать с глиной. Расскажи, как и где проходят занятия? Как к тебе можно записаться?
Я провожу индивидуальные занятия у себя дома в Митино. Учу работать с глинами, фаянсом. Рассказываю про материалы, про покрытия, про температуры обжига. Уже после первого занятия вы сможете поехать в магазин, купить глины и насладиться процессом у себя дома.
На каждом занятие я показываю новые приемы, новые техники ручной лепки.
Мы научимся лепить чашки, миски, тарелки, чайники, вазы, да хоть стулья 🙂

Скажи, ты счастлива? Это твое дело – дело жизни, которое ты нашла и получаешь невероятное удовольствие от того, что делаешь?
Да, я счастлива. Надеюсь, что это сможет стать делом жизни. Пока рано об этом говорить, потому что я все-таки не считаю, что художник должен быть голодным и если это не станет приносить постоянный большой доход, то, возможно, придется заняться чем-то еще. Но я делаю все для развития и для достижения цели. Заниматься тем, что любишь и быть счастливой — не это ли цель жизни? Иногда, конечно, становится страшно, мол вдруг руку сломаю и никто мне больничный не даст. Но я классно умею копить денежки, поэтому запас всегда есть.

Что пожелаешь тем, кто только ищет себя?
Желаю найти себя) Потому что тогда вы почувствуете такое наполнение внутреннего мира, что будете светиться изнутри и все неприятности уходят на задний план, когда вы знаете, что делаете дело, которое приносит радость не только вам, но и многим другим.


Специально для “Женской Линии” беседовала с замечательным мастером и чудесной девушкой Екатерина Смородина. Все фотографии авторские.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *